Операции ввода/вывода
Теперь рассмотрим две самые распространенные операции, выполняемые при работе с файлами. Это чтение и запись. Для их осуществления применяются специальные функции файлового ввода/вывода.
Итак, для выполнения операции чтения или записи необходимо произвести следующие действия:
1. Объявить файловую переменную необходимого типа.
2. При помощи функции AssignFile связать эту переменную с требуемым файлом.
3. Открыть файл при помощи функций Append, Reset, Rewrite.
4. Выполнить операции чтения или записи. При этом, в зависимости от сложности задачи и структуры данных, может использоваться целый ряд вспомогательных функций.
5. Закрыть файл при помощи функции CloseFile.
Внимание
По сравнению с Turbo Pascal изменились названия
только двух функций: Assign стала AssignFile,
a Close превратилась в CloseFile.
В качестве примера рассмотрим небольшой фрагмент исходного кода.
...
var F: TextFile;
S: string;
begin
if OpenDlg.Execute
then AssignFiie(F, OpenDlg.FileName)
else Exit; Reset(F);
while Not EOF(F) do
begin
Readln(F, S) ;
Memo.Lines.Add(S);
end;
CloseFile(F);
end;
...
Если в диалоге открытия файла OpenDlg был выбран файл, то его имя связывается с файловой переменной
F при помощи процедуры
AssignFiie. В качестве имени файла рекомендуется всегда передавать полное имя файла (включая его маршрут). Как раз в таком виде возвращают результат выбора файла диалоги работы с файлами
TOpenDialog, TOpenPictureDiaiog. Затем при помощи процедуры
Reset этот файл открывается для чтения и записи.
В цикле выполняется чтение из файла текстовых строк и запись их в компонент
TMemo. Процедура Readin осуществляет чтение текущей строки файла и переходит на следующую строку. Цикл выполняется, пока функция EOF не сообщит о достижении конца файла.
После завершения чтения файл закрывается.
Такой же исходный код можно использовать и для записи данных в файл. Необходимо только заменить процедуру чтения на процедуру записи.
Теперь остановимся подробнее на назначении используемых для файлового ввода/вывода функций.
Открытие файла может осуществляться тремя процедурами — в зависимости от типа его дальнейшего использования.
Процедура
procedure Reset(var F: File [; RecSize: Word ]);
открывает существующий файл для чтения и записи, текущая позиция устанавливается на первой строке файла.
Процедура
procedure Append(var F: Text);
открывает файл для записи информации после его последней строки, текущая позиция устанавливается на конец файла.
Процедура
procedure Rewrite(var F: File [; RecSize: Word ]);
создает новый файл и открывает его, текущая позиция устанавливается в начало файла. Если файл с таким именем уже существует, то он перезаписывается.
Переменная RecSize используется только при работе с нетипизированными файлами и определяет размер одной записи для операции передачи данных. Если этот параметр опущен, то по умолчанию
RecSize равно 128 байт.
Чтение данных из типизированных и текстовых файлов выполняют процедуры
Read И Readin.
Процедура Read имеет различное объявление для текстовых и других типизированных файлов:
- procedure Read([var F: Text;] VI [, V2,...,Vn]);
для текстовых файлов;
- procedure Read(F, VI [, V2,...,Vn]);
для других типизированных файлов.
При одном вызове процедуры можно читать данные в произвольное число переменных. Естественно, что тип переменных должен совпадать с типом файла. При чтении в очередную переменную читается ровно столько байтов из файла, сколько занимает тип данных. В следующую переменную читается столько же байтов, расположенных следом. После выполнения процедуры текущая позиция устанавливается на первом непрочитанном байте. Аналогично работают несколько процедур
Read для одной переменной, выполненных подряд.
Процедура
procedure Readln([ var F: Text; ] VI [, V2,...,Vn ]);
считывает одну строку текстового файла и устанавливает текущую позицию на следующей строке. Если использовать процедуру без переменных vi. .vn, то она просто передвигает текущую позицию на очередную строку файла.
Процедуры для записи в файл write и
writein описаны аналогично:
procedure Write([var F: Text; ] PI [, P2,..., Pn]) ; procedure Writein([ var F: Text; ] PI [, P2,...,Pn ]);
Параметры P1, P2, ..., Pn могут быть одним из целых или вещественных типов, одним из строковых типов или логическим типом. Но у них есть возможность дополнительного форматирования при выводе. Каждый параметр записи может иметь форму:
Рn [: MinWidth [: DecPlaces ] ]
Рn — выводимая переменная или выражение;
MinWidth — минимальная ширина поля в символах, которая должна быть больше 0;
DecPlaces — содержит количество десятичных символов после запятой при отображении вещественных чисел с фиксированной точкой.
Обратите внимание, что для текстовых файлов в функциях
Read и write файловая переменная F может быть опущена. В этом случае чтение и запись осуществляются в стандартные файлы ввода/вывода. Когда программа компилируется как консольное приложение (флаг
{$APPTYPE CONSOLE}), Delphi автоматически связывает входной и выходной файлы с окном консоли.
Для контроля за текущей позицией в файле применяются две основные функции. Функция
EOF(F) возвращает значение
True, если достигнут конец файла. Функция
EOLN(F) аналогично сигнализирует о достижении конца строки. Естественно, в качестве параметра в функции необходимо передавать файловую переменную.
Процедура
procedure Seek(var F; N: Longint);
обеспечивает смещение текущей позиции на N элементов. Размер одного элемента в байтах зависит от типа данных файла (от типизированной переменной).
Рассмотрим теперь режим блочного ввода/вывода данных между файлом и областью адресного пространства (буфером). Этот режим отличается значительной скоростью передачи данных, причем скорость пропорциональна размеру одного передаваемого блока — чем больше блок, тем больше скорость.
Для реализации этого режима необходимо использовать только нетипизированные файловые переменные. Размер блока определяется в процедуре открытия файла
(Reset, Rewrite). Непосредственно для выполнения операций
используются процедуры BlockRead
и BlockWrite.
Процедура
procedure BlockRead(var F: File; var Buf; Count: Integer
[; var AmtTransferred: Integer]);
выполняет запись блока из файла в буфер. Параметр
F ссылается на нетипизированную файловую переменную, связанную с нужным файлом.
Параметр Buf определяет любую переменную (число, строку, массив, структуру), в которую читаются байты из файла. Параметр
Count содержит число считываемых блоков. Наконец, необязательный параметр
AmtTransferred возвращает число реально считанных блоков.
При использовании блочного чтения или записи размер блока необходимо выбирать таким образом, чтобы он был кратен размеру одного значения того типа, который хранится в файле. Например, если в файле хранятся значения типа
Double (8 байт), то размер блока может быть равен 8, 16, 24, 32 и т. д. Фрагмент исходного кода блочного чтения при этом выглядит следующим образом:
...
var F: File;
DoubleArray: array [0..255] of Double;
Transfered: Integer;
begin
if OpenDlg.Execute then AssignFile(F, OpenDlg.FileName) else Exit;
Reset(F, 64);
BlockRead(F, DoubleArray, 32, Transferee!);
CloseFile(F);
ShowMessage('Считано '+IntToStr(Transfered)+' блоков');
end;
...
Как видно из примера, размер блока установлен в процедуре
Reset и кратен размеру элемента массива
DoubleArray, в который считываются данные. В переменной
Transfered возвращается число считанных блоков. Если размер файла меньше заданного в процедуре
BlockRead числа блоков, ошибка не возникает, а в переменной
Transfered передается число реально считанных блоков.
Процедура
procedure BlockWrite(var f: File; var Buf; Count: Integer
[; var AmtTransferred: Integer]);
используется аналогично.
Оставшиеся функции ввода/вывода, работающие с файловыми переменными, подробно описаны в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Процедуры
и функции для работы с файлом
|
|
function ChangeFileExt (const FileName, Extension: string): string;
|
Функция позволяет изменить расширение файла. При этом сам файл не переименовывается
|
procedure ChDir(S: string);
|
Процедура изменяет текущий каталог на другой, путь к которому описан в строке s
|
procedure CloseFile (var F) ;
|
Вызов процедуры разрывает связь между файловой переменной и файлом на диске.
Имя этой процедуры изменено из-за конфликта имен в Delphi (в Borland Pascal используется процедура
Close)
|
function DeleteFile (const FileName: string): Boolean;
|
Функция производит удаление файла FileName с диска и возвращает значение
False, если файл удалить не удалось или файл не существует
|
function ExtractFileExt (const FileName: string): string;
|
Функция возвращает расширение файла
|
function ExtractFileName (const FileName: string) : string;
|
Извлекает имя и расширение файла, содержащегося в параметре
FileName
|
function ExtractFilePath( const FileName: string): string;
|
Функция возвращает полный путь к файлу
|
|
Удаляет файл, связанный с файловой переменной
F
|
function FileSearch (const Name, DirList: string) : string;
|
Данная процедура производит поиск в каталогах
DirList файла Name. Если в процессе выполнения
FileSearch обнаруживается искомое имя файла, то функция возвращает в строке типа
string полный путь к найденному файлу. Если файл не найден, то возвращается пустая строка
|
function FileSetAttr (const FileName: string; Attr: Integer): Integer;
|
Присваивает файлу с именем FileName атрибуты Attr. Функция возвращает 0, если присвоение атрибутов прошло успешно. В противном случае возвращается код ошибки
|
function FilePos (var F): Longint;
|
Возвращает текущую позицию файла. Функция используется для нетекстовых файлов. Перед вызовом
FilePos файл должен быть открыт
|
function FileSize (var F): Integer;
|
FileSize возвращает размер файла в байтах или количество записей в файле, содержащем записи. Перед вызовом данной функции файл должен быть открыт.
Для текстовых файлов функция FileSize не используется
|
procedure Flush (var F: Text);
|
Процедура очищает буфер текстового файла, открытого для записи. F— файловая переменная.
Когда текстовый файл открыт для записи с использованием функции
Rewrite или Append, Flush очищает выходной буфер, связанный с файлом. После выполнения данной процедуры все символы, которые направлены для записи в файл, будут гарантированно записаны в нем
|
procedure GetDir(D: Byte; var S: string);
|
Возвращает число, соответствующее диску, на котором содержится текущий каталог s. о может принимать одно из следующих значений:
и т. д.
Процедура не генерирует код ошибки. Если имя диска в D оказывается ошибочным, то в строке S возвращается значение Х:\, как если бы текущая папка была на этом ошибочно указанном диске
|
function lOResult: Integer;
|
Функция возвращает статус последней произведенной операции ввода/вывода, если контроль ошибок выключен { $1- }
|
procedure MkDir(S: string);
|
Процедура создает новый каталог, который описывается в строке S
|
procedure Rename (var F; NewName: string) ;
|
Процедура изменяет имя файла, связанного с файловой переменной F. Переменная
NewName является строкой типа
string или PChar (если включена поддержка расширенного синтаксиса)
|
procedure RmDir(S: string);
|
Процедура удаляет пустой каталог, путь к которому задается в строке S. Если указанный каталог не существует или он не пустой, то возникает сообщение об ошибке ввода/вывода
|
procedure Seek (var F; N: Longint) ;
|
Перемещает текущую позицию курсора на N позиций. Данная процедура используется только для открытых типизированных или нетипизированных файлов для проведения чтения/записи с нужной позиции файла. Началу файла соответствует нулевой номер позиции. Для добавления новой информации в конец существующего файла необходимо установить указатель на символ, следующий за последним. Для этого можно использовать выражение
Seek (F, FileSize(F))
|
function SeekEof[(var F: Text) ] : Boolean;
|
Возвращает значение True, если указатель текущей позиции находится на символе конца файла.
SeekEof может быть использован только с открытым текстовым файлом
|
function SeekEoln[ (var F: Text) ] : Boolean;
|
Возвращает значение True, если указатель текущей позиции находится на символе конца строки.
SeekEoln может быть использован только с открытым текстовым файлом
|
procedure SetTextBuf (var F: Text; var Buf [; Size: Integer] );
|
Связывает с текстовым файлом буфер ввода/вывода. F — файловая переменная текстового типа. Каждая файловая переменная текстового типа имеет внутренний буфер емкостью 128 байт, в котором накапливаются данные при чтении и записи. Такой буфер пригоден для большинства операций. Однако при выполнении программ с интенсивным вводом/выводом буфер может переполниться, что приведет к записи операций ввода/вывода на диск и, как следствие, к существенному замедлению работы приложения.
SetTextBuf позволяет помещать в текстовый файл F информацию об операциях ввода/вывода вместо ее размещения в буфере. Size указывает размер буфера в байтах. Если этот параметр опускается, то полагается размер, равный
SizeOf(Buf). Новый буфер действует до тех пор, пока F не будет связана с новым файлом процедурой
AssignFile
|
procedure Truncate {var F) ;
|
Удаляет все позиции, следующие после текущей позиции в файле. А текущая позиция становится концом файла. С переменной F может быть связан файл любого типа за исключением текстового
|
|