Все о Delphi

..:

 

Добавление пунктов в системное контекстное меню

Вы обращали внимание на то, что некоторые приложения после установки добавляют в системное контекстное меню свои собственные пункты? Так поступают многие архиваторы, антивирусные средства и другие утилиты. Эта возможность предоставляется оболочкой Windows.

Когда пользователь щелкает правой кнопкой мыши на любом объекте в пространстве имен, система создает контекстное меню из двух частей: стандартного меню для объектов данного типа и пунктов меню, добавляемых зарегистрированными обработчиками. Зарегистрированные обработчики — это СОМ-серверы, запускаемые в адресном пространстве процесса (in-process servers) и реализованные в виде динамических библиотек.

Ваш СОМ-объект, который расширяет системное контекстное меню, должен поддерживать как минимум два интерфейса — ishellExtinit и IContextMenu. существует и два новых интерфейса IContextMenu2 и icontextMenuS, но они вносят в логику работы контекстных меню лишь небольшие дополнения и здесь рассмотрены не будут. Интерфейс ishellExtinit отвечает за инициализацию меню, а интерфейс IContextMenu — за выполнение основных функций.

Методы интерфейса IContextMenu приведены в табл. 31.3.

Таблица 31.3. Методы интерфейса IContextMenu

Метод

Описание

function QueryContextMenu (Menu: HMENU; indexMenu, idCmdFirst, idCmdLast, uFlags: UINT) : HResult; stdcall;

Добавляет пункт к системному контекстному меню

function InvokeCommand(var- Ipici: TCMInvokeCommandlnfo): HResult; stdcall;

Осуществляет вызов обработчика

function GetCommandString (idCmd, uType: UINT; pwReserved: POINT; PszName: LPSTR; cchMax: UINT) : HResult; stdcall;

Возвращает описание добавленного пункта меню (подсказку или полное название)

Рассмотрим их подробнее. Параметры метода QueryContextMenu означают следующее:

  •  Menu — дескриптор системного меню;
  • IndexMenu — позиция в меню, в которую следует вставить пункт (пункты);
  •  IdCmdFirst,IdCmdLast — диапазон допустимых значений для идентификаторов вставляемых пунктов меню;
  •  uFlags — набор флагов, главные из которых означают:
  •  CMF_NORMAL — обычный вызов контекстного меню, пункты могут быть добавлены. Значение этого флага нулевое, проверять его следует, очистив все биты в параметре uFlags, кроме пяти младших (маска $1F);
  •  CMF_DEFAULTONLY — устанавливается, если пользователь задал с объектом действие по умолчанию (например, двойной щелчок). В этом случае пункты меню добавляться не должны;
  •  CMF_VERBSONLY — устанавливается, если меню создается для ярлыка объекта, а не для самого объекта. В этом случае многие пункты меню создаваться не должны;
  •  CMF_EXPLORE — устанавливается, если меню создается для объекта, находящегося на левой панели Проводника.

Для иллюстрации объектов — расширений контекстного меню — выберем пример ContMenu (поставляется с Delphi в папке DEMOS\ACTIVEX \SHELLEXT). В этом примере для объектов типа "проект Delphi" добавляется возможность запуска компилятора в командной строке. При вызове метода QueryContextMenu нужный пункт добавляется с помощью функции

InsertMenu!

function TContextMenu.QueryContextMenu(Menu: HMENU; indexMenu, idCmdFirst,

idCmdLast, uFlags: UINT): HResult; 

begin

Result := 0; // или использовать MakeResult(SEVERITY_SUCCESS, // FACILITY_NULL, 0);

if ( (uFlags and $OOOOOOOF) = CMF__NORMAL) 

or

((uFlags and CMF_EXPLORE) о 0) then begin 

// Добавить один пункт меню во всплывающее меню 

InsertMenu(Menu, indexMenu, MF__STRING or MF_BYPOSITION, idCmdFirst,

'Compile...');

Result := 1; 

// или использовать MakeResult(SEVERITY_SUCCESS, // 

FACILITY_NULL, 1)

end; 

end;

Метод Getcornmandstring предоставляет системе данные о пункте меню, в частности, текст подсказки; эта подсказка будет отображаться в строке состояния Проводника, когда курсор находится в нужном месте меню.

Параметры Getcommandstring просты. Первый — idCmd — соответствует идентификатору пункта меню, второй — uType — запрос на тип информации (GCS_HELPTEXT — текст подсказки, GCS_VERB — полное название пункта меню). Наконец, параметры pszName и cchMax  задают буфер, в который будут копироваться текстовые данные. Полное название необходимо системе, чтобы с его помощью вызывать предусмотренные в пункте действия программно. В примере ContMenu возврат названия (т. е. обработка запроса GCS_VERB) не предусмотрен, а в ответ на запрос GCS_HELPTEXT возвращается текстовая строка "Compile the selected Delphi project".

Наиболее сложным является метод Invokecommand. Он вызывается при выборе пользователем вставленного вами пункта меню. По сути дела метод InvokeCommand представляет собой прямой аналог обработчика onclick обычных пунктов меню (объектов TMenuitem) в Delphi.

Единственным параметром метода является структура типа TCMinvoke-commandinfo, поля которой имеют такое предназначение:

  •  cbsize — размер структуры в байтах;
  •  hwnd — задает дескриптор окна, которое будет владельцем диалоговых окон, вызываемых из метода;
  •  fMask — определяет, заданы ли параметры dwHotkey/hicon;
  •  Ipverb — вызываемая команда;
  •  IpFarameters — параметры (если есть);
  •  IpDirectory — рабочая папка (поле не обязательно);
  •  nShow — флаг состояния окна, который будет передан в функцию ShowWindow (SW_*);
  •  dwHotKey — "горячая" комбинация клавиш, которая будет сопоставляться приложению, запускаемому из этого пункта меню (только если в параметре fMask установлен флаг CMIC_MASK_HOTKEY);
  • hIсоn — значок, который будет сопоставляться приложению, запускаемому из этого пункта меню (только если в параметре fMask установлен флаг CMIC_MASK_ICON);
  •  Monitor — монитор по умолчанию (поле не обязательно).

Отдельно следует остановиться на описании параметра ipverb. Как уже говорилось, он может представлять из себя как идентификатор пункта меню, так и его текст — строку, заканчивающуюся нулем. Чтобы выяснить это, нужно проверить старшее слово этого 32-разрядного параметра на равенство нулю. В примере ContMenu вызов по тексту не предусмотрен:

if (HiWord(Integer(Ipici.IpVerb)) <> 0) then

begin

Exit; 

end;

Для создания расширения контекстного меню мы должны породить объект, поддерживающий эти интерфейсы. К сожалению, мастера, предусмотренные в Delphi, не позволяют в автоматизированном режиме создавать объекты, реализующие уже существующие интерфейсы. Поэтому и описание, и реализацию методов придется делать "по старинке", вручную. В примере ContMenu описание объекта таково:

TContextMenu = class(TComObject, IShellExtlnit, IContextMenu) private

FFileName: array[0..MAX_PATHj of Char; 

protected

( IShellExtlnit }

function IShellExtlnit.Initialize = SEIInitialize;

function SEIInitialize(pidlFolder: PItemlDList; Ipdobj: IDataObject;

hKeyProgID: HKEY): HResult; stdcall; { IContextMenu }

function QueryContextMenufMenu: HMENU; 

indexMenu, idCmdFirst, idCmdLast,

uFlags: UINT): HResult;

  stdcall;

function InvokeCommand(var Ipici: TCMInvokeCommandlnfo): HResult; stdcall;

function GetCommandString(idCmd, uType: UINT; pwReserved: POINT;

pszName: LPSTR; cchMax: UINT): HResult;

stdcall; 

end;

Вас может насторожить конструкция, описывающая переименование метода initialize интерфейса ishellExtinit. На самом деле одноименный метод имеется у объекта TComObject, и приведенный синтаксис как раз и предназначен для выхода из подобных ситуаций.

Последняя часть работы — регистрация созданного обработчика. Самое подходящее место для этого — метод updateRegistry фабрики класса. Разработчики примера ContMenu породили класс TContextMenuFactory, который при регистрации СОМ-сервера регистрирует создаваемые фабрикой объекты:

Classic := GUIDToString(Class_ContextMenu);

CreateRegKey('DelphiProjectXshellex', '', '')/'

CreateRegKey

('DelphiProject\shellex\ContextMenuHandlers', '', '');

CreateRegKey

('DelphiProject\shellex

\ContextMenuHandlers\ContMenu', '',

ClassID);

Пример ContMenu иллюстрирует "дельфийский" подход к созданию серверов СОМ через соответствующие объекты из иерархии объектов Delphi. Но в папке SHELLEXT вы найдете еще один пример создания расширения для контекстного меню, сделанный целиком и только с использованием интерфейсов и функций СОМ. Присмотритесь к этому примеру внимательнее, если хотите глубже понимать внутреннюю структуру СОМ-объектов.

 


. . : Team